Corriere della Sera | 31 октября 2005 г.
"Для страны нет альтернативы ЕС"
Сандро Скабелло
Интервью с Александром Квасьневским. После 10 лет пребывания на посту президента польский лидер планирует работать в ООН
Он так же, как и его преемник Лех Качиньский, провозглашает: миссия завершена. За 10 лет, находясь на посту президента, Александр Квасьневский добился принятия конституции и определил курс Польши на ЕС и НАТО. Он горд и удовлетворен тем, что стал единственным президентом в истории Польши, которому удалось продержаться на посту целых два срока.
Твердо решив вернуть физическую форму, с которой он в 1990 году вошел в президентский дворец, в этом году он сел на жесточайшую диету и за семь месяцев потерял 15 кг. Теперь, в 51 год, он готов ездить по миру как участник конференций и выдвигает свою кандидатуру, если в ООН нужны "опытные политики", в генеральный секретариат ООН. "Центральная и Восточная Европа, - говорит он, - никогда не имела своего кандидата. Члены Совета Безопасности должны решить, нужен им еще один дипломат или им нужен политик. В первом случае я не слишком подходящий человек, но во втором - могу предложить свой опыт".
- Господин президент, каков ваш рецепт обновления ООН?
- Великие державы должны объявить, какими инструментами они вправе воспользоваться при решении международных проблем, и они не должны смотреть на ООН, которой требуется больший динамизм, как на консервативный институт. Есть острая необходимость в реформировании Совета Безопасности, и очень важным фактом является то, что необходимо уточнить роль ООН в контроле за вооружениями и в борьбе с терроризмом.
- На президентских выборах вы поддерживали кандидата Туска. Вы удивлены исходом голосования?
- Истинная проблема - недостаточная активность избирателей:. Это означает, что голосовать пошла лишь недовольная Польша. Удовлетворенные почувствовали себя в безопасности и сочти необязательным идти на выборы.
- Качиньский заявил, что "будет твердым президентом" и что еще более активно будет использовать прерогативы президента.
- Он, видимо, имел в виду изменения, которые он предлагает внести в конституцию, или идею усиления государства за счет уменьшения прав граждан. Я с этим не согласен и думаю, что, если будет проведен референдум, с ним выразят несогласие и все поляки.
- Он также говорил, что хочет свести счеты с бывшими коммунистами. Вы не боитесь того, что также окажетесь под прицелом?
- А почему? Я не вижу повода и могу спасть спокойно. Перед судьями оказываются лишь те, кто совершил преступление, а не те, кто проповедовал иные политические взгляды. Я 30 лет знаком с Качиньским и не думаю, что как юрист и бывший министр юстиции он является сторонником политического реваншизма. Как и многим другим странам, Польше придется бороться с преступностью и коррупцией, но страну не стоит оценивать лишь по этому параметру.
- Коррупция, слияние политики и бизнеса, злоупотребление властью - это основные причины поражения левых.
- Поражение следует объяснять в большей степени стилем, а не характером правительств, которые занимались вопросами роста экономики, игнорируя неудовлетворенность и плачевное положение самых бедных слоев населения. Это были негативные моменты, некоторые лица были осуждены. Ошибкой левых является то, что они не приняли в расчет могущество средств массовой информации и слишком часто реагировали с запозданием.
- С истечением срока вашего мандата и крахом социал-демократов в Польше завершается посткоммунистическая эпоха?
- Я не согласен с такой формулировкой, в частности потому, что она касается меня лично. В 1991 году я основал партию социал-либеральной направленности, которая отказалась от методов коммунистической эпохи. Сегодня бывшие коммунисты выступают в защиту либеризма, в защиту рынка, а бывшие диссиденты заявляют, что государство должно ограничить индивидуальные права граждан. Мы говорим: больше свободы, они: более широкое вмешательство государства. Как изменился мир!
- Отношение правых к Европейскому союзу, решение провести референдум по евро вызывает обеспокоенность в Брюсселе. Политика Варшавы претерпит изменения?
- У Польши нет альтернативы Европейскому союзу. Тот факт, что в период предвыборной кампании оба, Качиньский и Туск, посетили Брюссель, можно считать символическим жестом. Но им придется многое сделать, чтобы о них не говорили как о евроскептиках. Референдум по евро меня не беспокоит. Существуют другие проблемы. Чтобы войти в зону евро, необходимо сократить дефицит, и известно, что политика солидарности не приведет к снижению расходов.
- Как можно преодолеть кризис недоверия, терзающий Европу?
- Ситуация - опасна, но мы не закрываем на ее глаза. Потребуется много усилий. Принятие бюджета должно стать первым шагом. Мы должны как можно быстрее узнать, смогут ли в ближайшее время французы и голландцы проголосовать за конституцию или ее все же следует изменить. Был дан год на размышления, но у меня складывается впечатление, что все убеждены в том, что конституция в нынешнем ее виде не может быть представлена на референдум.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях