Financial Times | 31 октября 2006 г.
Берлинские переговоры не ослабили напряжение поляков
Хью Вильямсон и Ян Ченски
Канцлер Германии Ангела Меркель вчера пыталась успокоить премьер-министра Польши Ярослава Качиньского по поводу опасений Варшавы, связанных с неоднозначным проектом российско-германского трубопровода, но лидерам не удалось ослабить глубинную напряженность между двумя странами.
Выступая после переговоров в Берлине, Меркель заявила, что балтийский трубопровод "не должен негативно отразиться" на энергетической безопасности Польши, и пообещала, что Берлин будет добиваться создания в Европейском союзе "коллективного энергетического рынка", который уменьшит зависимость Польши от российского газа.
Качиньский, совершающий первый визит в Германию в качестве премьера и впервые приехавший в Берлин, пошел дальше, отметив, что Меркель предложила Польше "энергетические гарантии". Это касается получения Варшавой газа из "стран Западной Европы", если возникнут проблемы с Россией. Поставки из Норвегии - это реалистичный вариант, сказал он.
Проблема трубопровода - новая в ряду тем, разделяющих Берлин и Варшаву: в последние месяцы в их числе были и требования компенсаций, восходящих к временам Второй мировой войны, и резкая реакция премьера на статью в немецкой газете, где его самого и его брата, президента Леха Качиньского в шутку сравнивали с картофелинами.
Корень многих проблем следует искать в беспокойстве Польши за свою безопасность и опасениях, что Германия не принимает ее озабоченность в расчет.
Именно поэтому Польшу так беспокоит балтийский трубопровод, который, как опасается Варшава, позволит России закрыть наземный газопровод, в настоящее время снабжающий Польшу и Западную Европу.
Качиньский не изъявляет готовности принять предложения Германии, чтобы Польша стала партнером в трубопроводе, так как, с польской точки зрения, трубопровод ничем не поможет диверсификации ее зависимости от российской энергии. Качиньский также подчеркивает, что этот вариант никак не уменьшит риск того, что Москва использует "энергию как оружие".
Вчерашние переговоры были направлены на подведение черты под двусторонними разногласиями последнего времени, и Качиньский сказал, что "удачный опыт" берлинской встречи может в итоге привести к "хорошим отношениям между нашими странами, а может быть, и к хорошим личным отношениям" с госпожой Меркель.
Впрочем, Меркель отказалась сдавать позиции по требованиям Польши о соглашении, которое отменит требования реституции, относящиеся к годам Второй мировой войны. Она признала, что в Польше существует "недовольство" судебными исками в Германии, поддерживающими имущественные претензии горстки частных немецких граждан, но заявила, что Берлин неоднократно подчеркивал, что не поддерживает эти претензии.
Правительство Германии не имеет никаких претензий и отвергает идею нового соглашения, так как это "сделало бы ситуацию запутаннее, чем она есть", заявила Меркель. В ответ Качиньский сказал, что "с польской точки зрения вопрос пока не закрыт".
Польшу беспокоит, что определенные политические группы в Германии стремятся преуменьшить ответственность страны за развязывание Второй мировой войны и перенести акцент на страдания Германии в годы войны.
Близнецы Качиньские выражают возмущение тем, что немцы могут подавать иски о возвращении имущества, оставшегося в Польше.
Многие немецкие политики полагают, что лидеры Польши намеренно преувеличенно реагируют на события в Германии.
Георг Ширмбек, заместитель главы немецко-польского парламентского комитета, вчера обвинил Качиньских в "популистской политике, ориентированной на отечественную аудиторию".
Несмотря на напряженность, Варшава согласилась, что отношения с Берлином следует улучшать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях