Статьи по дате

Die Welt | 31 октября 2014 г.

Ходорковский стилизуется под руководителя России

Филип Пятов

"Практически все журналисты, которые пишут статьи о Михаиле Ходорковском, не обходятся без того, чтобы не упомянуть его мимику. Его скорее печальная, нежели веселая улыбка, в которой проскальзывает ирония, стала брендом столь обожаемого различными масс-медиа Ходорковского. Она оставляет много места для интерпретаций. (...) Помимо этого, она придает Ходорковскому ауру непредсказуемости", - пишет Филип Пятов на страницах немецкой газеты Die Welt.

Это нечасто встречается среди политиков. Однако Ходорковский, как отмечает автор, "по крайней мере официально, не является политиком. Он - бизнесмен, бывший олигарх, а с недавних пор активист, руководящий общественной организацией "Открытая Россия". Ходорковский очень любит оставлять вопросы без ответов. Оставленные без ответа вопросы - гарантия того, что на тебя будут обращать внимание. "Вполне возможно, что именно это и стало рецептом успеха Ходорковского, который сделал его самым богатым человеком в России в 90-х годах. Также может быть, что именно это и стало причиной, по которой Путин посчитал его угрозой и на десять лет отправил в лагерь".

"Всего через несколько часов после того, как Ходорковский вышел на свободу, он сразу же дистанцировался от всего, что могло представлять опасность для Путина. Бывший олигарх заверил, что он не собирается принимать участия в политической борьбе, - напоминает Пятов. - (...) Однако с недавних пор Ходорковский все же пересмотрел свое отношение к власти". Он, конечно, не признал этого открыто, но заявил, что в том случае, если бы того потребовали обстоятельства, он бы, разумеется, принял участие в судьбе страны и стал бы президентом ради преодоления кризиса. "Вот так поворот, можно подумать на этом месте", - продолжает Пятов.

"Тем не менее, только властолюб, а не настоящий демократ может вот так говорить о необходимости идти в президенты. Появляется впечатление, что в действительности личные амбиции Ходорковского намного сильнее его демократических убеждений", - подчеркивает Пятов, проводя параллели с недавним заявлением экс-президента Франции Николя Саркози о том, что у него якобы попросту нет иного выбора, как вернуться в политику. На самом деле, Ходорковского, как говорится далее, к этому подталкивает не только банальное стремление к власти. "Так, когда ты более десятилетия пробудешь политзаключенным, которому к тому же еще и удалось привлечь к себе внимание всего мира, ты сам, скорее всего, неизбежно начнешь сравнивать себя с историческими фигурами, - объясняет автор. - Да и другие начнут проводить параллели с тобой". Нет, нельзя сказать, чтобы многие видят в Ходорковском Манделу нового столетия. "Но удобная жизнь на берегу Женевского озера уж точно недостойна такого человека, как он, - думают многие. - Он может некоторое время отдохнуть, привыкнуть к современному миру и одновременно с этим подождать и подготовиться к более выгодному моменту". И Ходорковский хочет скорейшего возвращения в Россию.

Ходорковскому очень повезло, что Запад очень хотел бы видеть вместо Путина его противоположность, демократическую альтернативу, которой надо дать немного времени. "Тем более, это уж очень классная история - заключенный становится спасителем. Мы любим такие истории со времен Иисуса Христа, - иронизирует Пятов. - Жалко только, что в России все не так, и там действуют другие принципы".

"Между тем именно на этом месте следовало бы задать вопрос, а действительно ли Михаил Ходорковский - это та противоположность Путину, за которую многие его принимает", -предлагает Пятов. Да, нет никакого сомнения в том, что "высказывания Ходорковского более демократичны, нежели политика Путина: сочинения и воспоминания Ходорковского пропитаны гуманизмом. Однако внутриполитические проблемы России волнуют Запад в меньшей степени. Куда важнее для него - внешняя политика России, и в этом вопросе Ходорковский, если бы он правил Россией, задавал бы совершенно другие тона".

Так, в своем первом интервью после освобождения Ходорковский признался, что в некоторой степени он является русским националистом. Помимо этого, бывший политзаключенный не скрыл того, что в том случае, если бы ему пришлось принимать решение по Северному Кавказу, то он бы тоже начал войну, а не согласился бы на его отделение. "Этого же мнения придерживался и Владимир Путин, начавший в 1999 году вторую чеченскую кампанию, закончившуюся лишь в 2009-м", - напоминает журналист. В украинском вопросе мнения Ходорковского и Путина несколько расходятся, но вот кардинально ли - в этом вопрос, поскольку Ходорковский, хотя и обвинил Путина в том, что тот совершил некоторые ошибки и поставил под вопрос дальнейшую дружбу между двумя народами, не способен смотреть на Украину через иную перспективу, кроме российской. Крымский вопрос, по его словам, очень непрост, да и к тому же "полуостров имеет сакральное значение для России".

"Все эти высказывания не вяжутся с образом рационально мыслящего бизнесмена или современного политика. (...) Он также постоянно говорит о сакральности и использует патетические понятия, которые проходят мимо настоящих проблем России. Патриотизм Ходорковского не может дистанцироваться от империалистических мечт", - подытоживает Пятов.

В этой связи Западу, добавляет Die Welt, "следовало бы наконец-то поразмышлять над критериями, по которым он выбирает своих героев". "В Путине мы видим человека, который без проблем контролирует свою мимику. Тем не менее, нам нужно прекратить смотреть на улыбку Ходорковского и начать слушать то, что он говорит".

Источник: Die Welt


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru